Магистраль возможностей

19.02.2021

Фото Петра Ковалёва / ТАСС

Проект высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ) между Петербургом и Москвой стал предметом обсуждения на очередном заседании координационного совета по развитию транспортной системы региона под председательством зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина. Новая магистраль уже к 2030 году может создать огромный пассажиропоток – свыше 20 миллионов человек в год.

Пока проект не одобрен, но специалисты уже думают, где и как может пройти новая железная дорога. Как Петербургу поучаствовать в создании новой высокоскоростной железнодорожной магистрали, чтобы не стать для нее просто конечной станцией? По предварительным прикидкам, ВСЖМ проложат по территории Северной столицы в коридоре существующего московского направления. Такой подход проще и бесконфликтнее, но не приведет ли он к потере городом уникальных возможностей от федерального проекта?

Аэроэкспресс двух столиц

В 2010-х годах не раз поднимался вопрос транспортного обслуживания аэропорта «Пулково», но ни трамвай, ни метро, ни даже «Аэроэкспрессы» (скоростные поезда, успешно связавшие вокзалы и аэропорты Москвы) так и не стали петербургской реальностью.

Решение проблемы – а также первый вызов для ВСЖМ в Петербурге – подсказывает опыт городов Европы, где через аэропорты следуют скоростные междугородные поезда. Пересесть с самолета на железную дорогу можно в аэропортах Амстердама, Берлина, Брюсселя, Парижа, Лиона, Франкфурта…

Это может показаться странным: зачем там, откуда и так можно улететь на самолете, станция скоростного поезда? Во-первых, это удобная связь аэропорта с центром города. Инфраструктура скоростной магистрали сможет предоставить петербуржцам и гостям города наилучший транспортный сервис: комфортабельные поезда, движущиеся с тактовым интервалом 20 – 30 минут и доезжающие от вокзала до «Пулкова» за считанные минуты. Что может быть лучше?

Во-вторых, это новые возможности для путешествий жителей городов, расположенных на трассе высокоскоростной магистрали – Великого Новгорода, Твери и… Москвы! Кажется удивительным, но время в пути до «Пулково» из центра Москвы составит около двух часов, что вполне сопоставимо с поездкой до «Шереметьево» или «Домодедово». Такая доступность позволит «Пулково» перетянуть до 5% пассажиров московского авиаузла (до 5 млн человек в течение года).

Прирост железнодорожного пассажиропотока может активизировать плановое расширение аэропорта. Когда в 2019 году «Пулково» обслужило почти 20 млн пассажиров, что соответствует проектной нагрузке, возникли планы развития терминалов с увеличением пропускной способности для обслуживания до 35 млн пассажиров ежегодно. Из-за пандемии и почти двукратного падения пассажиропотока планы отложили, но нет худа без добра – теперь есть возможность синхронизировать строительство ВСЖМ и модернизацию аэровокзала.

В результате маршруты с пересадкой с поезда на самолет могут стать такими же простыми и комфортными, как привычные авиарейсы со стыковкой.

Какой счастливый случай!

Еще одной «розовой мечтой» петербургского транспорта остается запуск городской электрички (см. статью «Как нам догнать Москву», «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (6831) от 21.12.2020 г.). ВСЖМ – поистине счастливый случай для города, ведь в проект магистрали можно заложить все необходимое для «наземного метро»!

Похожую работу сейчас выполняют в столице (правда, в обратном порядке) – там в проект новых станций городской электрички закладывают перспективные пересадки на новое поколение «Сапсанов». Например, в транспортном узле «Петровско-Разумовская» проектируются пересадки между двумя линиями метро, двумя маршрутами городских электричек и станцией ВСЖМ.

Увязка федеральных и городских задач в Петербурге сводится к поиску маршрута, позволяющего запустить городскую электричку в коридоре ВСЖМ. По крайней мере – оставлению достаточного задела для укладки двух дополнительных путей будущей городской электрички вдоль междугородной магистрали.

Московское направление выглядит не слишком перспективным для такой параллели: значительная часть пути в пределах города проходит через станцию Сортировочная, депо и промзону. В этом можно увидеть неплохой повод для ускоренного редевелопмента территории «сортировки», однако куда перенести нагрузку станции?

Естественным образом возникает идея вести магистраль по другому направлению – Балтийскому или Витебскому. Конечной станцией может быть как Московский вокзал, на который магистраль отклонится по внутригородскому полукольцу, так и Балтийский или Витебский вокзалы.

Использование возможностей федерального проекта ВСЖМ позволит Петербургу с меньшими затратами реконструировать городскую железнодорожную инфраструктуру и повысить доступность южных районов (Купчина, Шушар, Юго-Запада, Славянки) и пригородов (Пушкина и Петергофа). Если же ВСЖМ пройдет вдоль Варшавского направления железной дороги, то свою собственную станцию может получить «Экспофорум».

Как избежать транспортного коллапса?

Где бы в итоге ни разместился вокзал высокоскоростной магистрали, необходимо решить вопрос его обслуживания городским транспортом. Архитектор Никита Явейн уже предрек немедленный транспортный коллапс в случае прихода ВСЖМ в город, и, надо сказать, его опасения оправданны. Сейчас для пассажиров всех пяти петербургских вокзалов наиболее удобна пересадка с поезда на личный транспорт или такси – путь к остановкам общественного транспорта или к метро в разы дольше и намного сложнее. Единственный способ привлечь пассажиров к общественному транспорту – обустроить простые, короткие и удобные пересадки.

По такой логике преобразились в 2018 – 2019 годах некоторые вокзальные площади Москвы. Например, на смену стихийным парковкам возле Киевского и Савеловского вокзалов пришли остановки общественного транспорта и просторные пешеходные пространства.

Однако до удобных остановок автобусы, троллейбусы и трамваи еще должны добраться, при этом быстро и строго по расписанию, особенно в пиковые часы. Значит, нужны выделенные полосы общественного транспорта на улицах, прилегающих к вокзалам. Ускорение и стабилизация движения повысят доверие горожан к наземному транспорту до уровня метрополитена, помогут всерьез конкурировать с личным автомобилем.

Еще популярнее наземный транспорт сделает доработка маршрутной сети. Части города, откуда невозможно добраться до вокзала на метро, должен взять на себя наземный транспорт. Чем больше горожан смогут доехать до вокзала на быстром, надежном и удобном городском транспорте, тем меньше пробок будет скапливаться вокруг терминала.

Пересмотреть планы придется и метростроителям. Размещение конечной станции ВСЖМ на Московском вокзале потребует ускоренного строительства центрального участка Красносельско-Калининской линии со станцией «Знаменская». Новая станция позволит избежать перегрузки и без того напряженного метроузла, а вписать удобную пересадку на вокзал здесь будет намного проще, чем на существующие «Площадь Восстания» и «Маяковскую».

Крупный федеральный проект – всегда отличный шанс для изменений. «Аэроэкспресс», городские электрички, новая сеть общественного транспорта и выделенные полосы, корректировка программы строительства метрополитена – все это возможности улучшить качество жизни миллионов петербуржцев.

ВСЖМ – редкий шанс сдвинуть с мертвой точки сразу несколько значимых проектов. Такой шанс выпадает городам редко, а значит, его нельзя упускать. Город нуждается не в пассивном согласовании федеральных решений, но в активной публичной дискуссии о будущем Петербурга.

Георгий Фролов

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 29 (6867) от 18.02.2021 г.