Эпидемия — момент истины для местного самоуправления

16.04.2020

Президент Фонда городского самоуправления «1870» Кирилл Страхов ответил на вопросы сообщества «Улица Рубинштейна» ВКонтакте.

— Как Вы считаете, какую роль должны играть местные органы власти в период чрезвычайных ситуаций, таких как сейчас?

— Первое — никакой «местной власти» не существует. Власть – это обязательность властного повеления: встал и с вещами на выход… На местном уровне нет вопросов, которые можно решить указанием властителя. Это всегда согласование интересов соседей – в этом смысл местного самоуправления.

И в этом сила муниципалитета, недоступная никакой власти: быть «точкой сборки» человеческих ресурсов, умений, знаний, доброй воли местных жителей.

Задача муниципалитета в экстремальной ситуации – так организовать граждан, чтобы ни один из членов местного сообщества не чувствовал себя одиноким и брошенным. Чтобы каждый, кто готов участвовать в общем деле защиты от вируса, знал куда обратиться. Чтобы все мы почувствовали плечо друг друга, наконец познакомились с соседями и, сохраняя «социальную дистанцию», всё-таки держались вместе.

Это в прямом смысле слова гражданская оборона. Не та игра, где все бегают в противогазах, а буквально – совместная оборона граждан против общей беды.

— Как Вы оцениваете реакцию руководства муниципалитетов Санкт-Петербурга на события, связанные с эпидемией коронавируса?

— Реакции очень разные. Экстремальная ситуация сразу проявила все дефекты выборов. Те, кто реально избран гражданами и зависит от их доверия, ведут себя очень активно. Те, кого «назначили» депутатом в вышестоящем кабинете, вбросом фальшивых бюллетеней, попрятались под кустами.

Это хорошо видно и на более масштабных примерах. Активность С.Собянина – результат конкурентных выборов в Москве, борьба за избирателей заставляет мэра шевелиться.
Он не просто открывает больницы, но и постоянно выходит к людям и пытается объяснить, что происходит. Не всегда получается уклюже, но сам подход в экстремальной ситуации очень важен. Представьте, что творится в салоне самолёта в грозу, если стюарды вдруг перестали выходить к пассажирам…

Мне бы хотелось, чтобы петербургские муниципалитеты действовали активнее. Это же относится к городским властям.

— Считаете ли Вы, что муниципальные органы власти у нас достаточно самостоятельны для принятия необходимых мер в сложных ситуациях или они, все-таки, ждут подсказки от исполнительных органов власти района и города?

— Недостаточно, многие ждут. Но самостоятельность не получают как грамоту от вселенского патриарха. Это всегда собственное решение.

— Какие свои полномочия могли бы реализовать муниципалитеты, принимая активное участие в борьбе с распространением коронавируса в городе? Достаточно ли этих полномочий?

— Главное – информация. Муниципалитеты должны постоянно информировать жителей о ситуации.
Что открыто? что закрыто? как действовать в той или иной ситуации? что будет дальше? Всё это невозможно объяснить по телевизору – людям нужна информация о работе конкретных поликлиники, почты, магазина, сбербанка, жилищной службы, детского сада и т.д. Держать руку на пульсе и информировать граждан, на мой взгляд, главная задача муниципалитета. Каналов достаточно – от интернета до экстренных выпусков газеты, объявлений, прямых звонков людям из группы риска.

Второе – только муниципалитет способен быть надёжным, ответственным и пользующимся доверием людей центром волонтёрства. Невозможно руководить волонтёрами из Смольного – город огромный. Муниципалитет знает всех людей, нуждающихся в помощи, держит связь с общественными организациями ветеранов, блокадников, инвалидов и может собрать вокруг себя жителей, которые могут помогать соседям. Например, доставкой продуктов и лекарств одиноким старикам, которым необходимо соблюдать самоизоляцию. Или помощью тем, у кого нет горячей воды – таких домов в центре немало.

Мы видим, что эпидемия разбудила мошенников, действующих под видом волонтёров. Доверие к знакомому человеку из муниципалитета гораздо надёжнее цветного бейджа, который старикам предлагают проверять у волонтёров.

Третье – мобилизация ресурсов ГО и ЧС. В каждом муниципалитете есть кабинет гражданской обороны, запасы средств защиты, обученные сотрудники, которые должны знать, что делать в экстремальной ситуации. Не секрет, что многие годы подготовка гражданской обороны велась «для галочки». Теперь пришло время применить эти ресурсы.

Для выполнения этих задач полномочий вполне достаточно.

— В связи со сложной экономической ситуацией сейчас планируется урезание муниципальных бюджетов. Какие расходы муниципальных образований, на Ваш взгляд, можно перенести на следующий период и на чем сейчас нельзя экономить?

— Это мало зависит от чьих-то планов, кризис уже сокращает доходы бюджета. 65% доходов консолидированного местного бюджета в Санкт-Петербурге – это налоги малого и среднего бизнеса (8,4 из 13,0 млрд. рублей в 2019 году). По нашей оценке, если нерабочие дни продлятся до первой декады июня, налоговые доходы местных бюджетов упадут в целом по городу на 2,3 млрд. рублей. Больше всех пострадают муниципалитеты центральной части города и крупные пригороды, которые традиционно кормили себя сами, за счёт налогов местных предпринимателей. Экономить нельзя на экстренных мерах, обеспечивающих здоровье граждан. Всё остальное придётся отложить.

Кроме того, сейчас самое время задуматься о целях местного самоуправления в условиях наступающего кризиса. Если прежде малый бизнес обеспечивал муниципальные расходы, то теперь потребуется встречная помощь – муниципальным заказом, бесплатной рекламой, привлечением потребителя.

Но главное, нынешние события – это момент истины для горожан. Просто «пересидеть» эпидемию в одиночку не получится. Общая угроза требует, чтобы мы преодолели разобщённость и недоверие друг к другу и действовали дружно, чтобы одолеть заразу и минимизировать её социальные последствия. Капитал добрососедства и взаимопомощи, заработанный в экстремальной ситуации, останется с нами на долгие годы.